Последние изменения в законодательстве

Изменения в УПК РФ в 2017 году последние новости

03 апреля 2017 года вступил в законную силу так называемый "проадвокатский" законопроект, внесенный президентом. Он отменил "разрешительный" допуск защитников к уголовным делам, регламентирует проведение обысков в их офисах и борется с "карманными адвокатами" следствия.
Самое важное, по мнению адвокатского сообщества, уточнение касается исправления "терминологической ошибки" в ст. 49 УПК. Теперь адвокат "вступает" в уголовное дело, а не "допускается" к участию в нем. Такое изменение призвано закрепить на законодательном уровне отмену "разрешительного порядка" на допуск адвокатов к подзащитным, о котором говорил еще КС в определении № 2358-О. Конституционный суд указал, что защитники должны иметь возможность попасть в СИЗО только на основании удостоверения и ордера (см. "КС: адвокатам не нужно разрешение следователя для того, чтобы попасть в СИЗО"). Кроме того, если адвоката для обвиняемого или подозреваемого наняли родственники, он должен дать согласие на работу именно с этим защитником.
"Настоящим прорывом" адвокаты посчитали и новую редакцию ст. 58 УПК, в которой защиту фактически уравнивают защиту в правах с обвинением. Теперь адвокатам разрешено представлять свои доказательства, когда они подтверждают обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Также им не могут отказать в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 71 УПК (отвод специалиста).
Кроме того, если следственные действия проводятся по ходатайству адвоката или его подзащитного, защитнику не имеют права запретить участвовать в них, исключая случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 11 УПК (охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве).
Новые положения закона помогут искоренить практику привлечения следователями в качестве защитников по назначению "карманных адвокатов". Изменения в ч. 3 и 4 ст. 50 УПК обязывают суд и следствие учитывать порядок участия адвокатов в уголовных делах в качестве защитников по назначению, принятый адвокатской палатой региона. Юристы уверены, что эта мера поможет бороться с "карманными" адвокатами следствия, вместе с тем, пока что такой порядок есть не в каждой АП региона, поэтому Крашенинников предложил, чтобы такой регламент, единый для всех, разработала ФПА.
Еще одна важная новелла – дополнение УПК ст. 450.1, регламентирующей проведение обыска у адвокатов. Согласно ей, такие действия возможны лишь на основании решения суда, где должны быть указаны конкретные объекты, которые планируется найти или изъять, а также основания для проведения обыска. Для сохранения адвокатской тайны важно то, что изъятие всего адвокатского досье во время этой процедуры недопустимо, равно как его фото- или видеосъемка. Кроме того, теперь все доказательства, полученные следствием "путем изъятия из производства адвокатов по делам его доверителей", будут считаться недействительными.

ajaxLoader